TELEGRAM & GAZETTE

www.telegram.com

Суббота, 13 марта 2010 г.

БЕТХОВЕН – ВЕРШИНА КОНЦЕРТА НАЦИОНАЛЬНОГО ОДЕССКОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

(http://www.telegram.com/article/20100313/NEWS/100319852/1011)

Джон Зойгнер, музыкальный критик газеты TELEGRAM & GAZETTE

ВУСТЕР – Музыка Бетховена позволяет на все взглянуть по-новому. А блистательное исполнение Седьмой симфонии Бетховена (которую Вагнер назвал “апофеозом танца”) открывает новые грани.

Заключением вчерашней программы Национального одесского филармонического оркестра в Mechanics Hall было стремительное и удивительно энергичное исполнение Седьмой симфонии Бетховена, которое превратило обычный концерт в значительное явление, наполненное радостью.

Очевидно, когда гастролирующий оркестр чрезвычайно вдохновлен. Улыбки и кивки между группами вчера вечером были знаком того, что происходит что-то совершенно особенное. Это было видно по лицам музыкантов и жестам дирижера Хобарта Эрла. Движения, которые казались несколько танцевальными при исполнении предыдущих произведений, вдруг стали источником всеобщего вдохновения. Увлеченные Эрлом, блестяще играли деревянные и медные духовые, которые справедливо заслужили, чтобы им аплодировали первым. Его группа струнных, в основном состоящая из женщин, прекрасно влилась в ту таинственную и трепетную энергию, которая раскрывает эмоциональные глубины музыки Бетховена. Возможно Венскому филармоническому оркестру, этому мужскому бастиону, стоит задуматься о своей гендерной политике, почувствовав горячий одесский воздух.

Политические таланты маэстро Эрла явно соперничают с его блестящим дирижерским мастерством. Многим ли дирижерам удалось поднять региональный оркестр до мирового уровня в новой независимой стране посреди рухнувшей империи? В ответ на бурные аплодисменты Эрл поздравил Music Worcester Inc. (спонсора концерта) со 150-летием и пожелал организации процветания еще 150 лет, что было тонким политическим ходом. На бис оркестр исполнил вальс Иоганна Штрауса «Жизнь артиста». Увлеченное исполнение еще больше завело публику и вызвало шквал оваций, после чего последовало еще одно исполнение на бис.

Не вполне убедительная игра виолончелей и контрабасов в начале исполнения мягкой и наводящей на размышления «Неоконченной симфонии» Шуберта, предвещала нудный вечер, но сразу же игра струнных перешла в гармоничное звучание. Однако, исполнение казалось не слишком вдохновенным. Во второй части казалось, что необходимая связь с публикой утеряна, кто-то даже закашлял. Тем не менее, музицирование группы валторн впечатлило своим контролем за дыханием.

Второе произведение, Концерт № 1 для виолончели с оркестром Сен-Санса, было более блестящим благодаря виртуозности солиста Вильяма де Розы. Его техника и звук виолончели Монтаньяна 1739 г. сомнений не вызвали, чего нельзя сказать о его манерности: иногда гримасничанье и громкие возгласы отвлекали внимание. Де Роза играл убедительно и стилистически точно. Он безупречно справился с быстрыми виртуозными пассажами в начале произведения, и ему очень удалось легато в мелодичных фрагментах произведения.

Но техника не может замаскировать посредственную музыку. Восхищение Шостаковича концертом Сен-Санса было вызвано скорее нетрадиционностью его формы, чем композиционной гениальностью.

После антракта зазвучал Бетховен. Как это было великолепно! Такое блистательное исполнение Бетховена, такая великолепная игра оркестра заставили изменить отношение и к другим исполненным произведениям. Возможно, Шуберт был более утонченный, чем показалось в начале, и возможно, Сен-Санс был необыкновенно глубок. Да, Бетховен заставляет на все взглянуть по-новому.